Стартовая / Наше село / Этническая история эвенков / олень означал жизнь

олень означал жизнь

             Основной деятельностью у эвенков до Октябрьской революции были оленеводство и пушной промысел. Олень для эвенка означал его жизнь. Олень был единственным видом транспорта, пищей и одеждой. Поэтому неудивительно, что оленей эвенки чрезвычайно берегли. В пищу, исключая лишь случаи голодовок из-за неудачного промысла, домашних оленей никогда не употребляли. Эвенки по своей психологии были одержимы страстью к перемене мест, к освоению пространства. И даже потерявшие своих оленей эвенки стремились хоть каким-то образом чаще менять место своего пребывания. Поэтому справедливо высказывание первых землепроходцев о том, что олени – единственное их состояние и богатство. Неслучайно выкуп за жену эвенки всегда платили только оленями вплоть до начала 20 в., в условиях уже развитого товарообмена.

                Несмотря на бережливое и заботливое отношение к домашним оленям, оленеводческое хозяйство в традиционном укладе эвенков не занимало много времени: это объясняется объективными причинами. Олени вообще неприхотливы и поэтому не требуют большого ухода, тем более что у одного охотника было небольшое стадо – 7-10 оленей. Исключительное значение имел олений транспорт для пушного промысла, давая охотнику неограниченные возможности передвижения в поисках и погоне за пушным зверем. Перекочевывая на оленях, расстояние между отдельными пунктами тунгусы измеряли в днях оленьего пути «без вьюков» или «с вьюками».

                Для пешей охоты на дальние расстояния необходимым снаряжением являлась низкая и узкая ручная нарта. Толкоги были различными. Делали их из 2-х полозьев, передние концы которых выгнуты вперед, на каждом из полозьев укреплены 4 копыла около 0,5 м высотой. Копылья немного выше середины связывали ивовыми вязками. У енисейских эвенков нарты были грузовые и легковые. Летом эвенки ездили на олене верхом. Специальное верховое седло называлось эмэгэн, а вьючное – нама. Их вьючные сумки отличались по украшению, а кумаланы – по форме.

                Перекочевка эвенка с места на место определялась не нуждами их оленеводства, а интересами охотничьего промысла. Однако эвенки учитывали, смогут ли олени найти себе корм. В остальных случаях уход за оленями ограничивался довольно несложными заботами. Если в период отела собиралось много семей, которые имели оленей, они иногда сообща устраивали для оленей изгороди. Но чаще эвенки не делали изгородей и специально оленей не выпасали. Иногда, во время охоты, олени оставались совсем без присмотра, и их потом приходилось искать по следам. По этнографическим наблюдениям, уход за оленями осуществляли женщины, и это дело иногда считали женским. Но в целом у эвенков не было строгого разделения на женские и мужские обязанности в уходе за оленями.

                Такие дела, как постройка изгородей в период отела оленей, поиски и собирание стада, обучение езде под вьюком и верховой езде, выполнял обычно мужчина, доением занималась женщина. Лечение, кастрацию, подпиливание рогов, устройство дымокуров производили как мужчины, так и женщины. Почти ко всем этим обязанностям приучали и детей. В летний период вся забота об оленях ограничивалась устройством дымокуров, вокруг которых животные собирались сами, спасаясь от гнуса. У эвенков давно вошло в поговорку, что летом оленей пасет гнус. Наиболее беспокойное время для оленеводов-эвенков – это осень, когда олени разбегались в поисках любимого лакомства – грибов. Зимой же олени уходили недалеко.

                По-видимому, олени с глубокой древности находились в личной собственности каждого охотника. Об этом свидетельствуют обычаи эвенков: уплата калыма в виде оленей непосредственно отцу, а не родственникам невесты, выделение оленей в личное пользование женатому сыну сразу после женитьбы. Особого внимания заслуживает обычай эвенков: в случае потери оленей собирать пострадавшему коллективно по оленю со всех сородичей. У эвенков был обычай обмениваться оленями в виде своеобразных взаимных «подарков», когда родственники встречались в тайге на промысле.

Опросы и голосования

Знаете ли Вы историю села Байкит?

Интересное на сайте

Контактная информация

Адрес:

648360, Красноярский край,
Эвенкийский район,
с. Байкит, ул. Титова, 17

Телефоны:

+7 (39178) 31-20-8, 31-16-9

 

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A

Выключить изображения